Помощь в трудной ситуации
-Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д).
-Категории социально незащищённых детей
-Дети, оставшиеся без попечения родителей
-Дети, проживающие в малоимущих семьях
-Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
-Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
-Дети-жертвы насилия
-Факторы социального риска
-Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
-Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
-Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
-Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
-Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
-Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
-Ребенок в трудной жизненной ситуации.
-Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.
-Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
-На что стоит обратить внимание
-Утомленный, сонный вид
-Санитарно-гигиеническая запущенность
-Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
-Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
-Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
-Боязнь идти домой
-Жестокое обращении с животными
-Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
-не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
-не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
-отрицательно влияют на их поведение
-жестоко обращаются с детьми
-страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
-создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия